Плодоовощной институт

Плодоовощной институт им. И.В. Мичурина воссоздан в 2014 году, на базе старейших, богатых традициями структурных подразделений Мичуринского ГАУ - Плодоовощного института им. И.В. Мичурина, созданного в 1931 году, агрономического факультета, основанного в 1954 году и Технологического института, образованного в 2004 году.

Институт – лауреат Всероссийской программы «100 лучших товаров России» в номинации «Образовательные услуги».

В наступившем третьем тысячелетии все острее становится проблема взаимодействия сельскохозяйственного производства и природы. Поэтому научные исследования профессорско-преподавательского состава и студентов института ведутся в рамках программы развития Мичуринска-наукограда Российской Федерации по направлениям:

• Создание новых сортов плодовых, ягодных, овощных, зерновых, зернобобовых культур и многолетних бобовых трав;
• Элитное семеноводство зерновых и зернобобовых культур;
• Разработка экономически эффективных и низкозатратных экологически оправданных технологий возделывания полевых, плодовых и овощных культур;
• Создание базы данных о почвенном покрове земель Тамбовской равнины с использованием геоинформационных технологий;
• Получение экологически безопасной продукции садоводства и растениеводства;
• Разработка и внедрение новых технологий и научно-технической документации на новые виды консервированной продукции.

Выпускники института вывели более 1300 новых сортов плодовых, ягодных, овощных, цитрусовых и декоративных культур. При институте работают лаборатории:

• Лаборатория слаборослых клоновых подвоев и других плодовых культур;
• Лаборатория селекции и семеноводства зерновых культур;
• Лаборатория биотехнологии;
• Лаборатория селекции и семеноводства овощных культур;
• Лаборатория молекулярно-генетического анализа плодовых растений;
• Лаборатория биофотоники.

Образованы в 2014 году:

• Научно-образовательный центр имени В.И. Будаговского;
• Учебно-научный центр по животноводству;
• Научно-учебная лаборатория консервирования;
• Лаборатория интенсивных технологий в животноводстве;
• Учебно-научная лаборатория хлебопечения «Биоздравпродукт»;
• 2 опытных поля, расположенных в учхозах «Комсомолец» и «Роща»;
• Филиалы кафедр в ведущих научных учреждениях и передовых хозяйствах;
• Малые инновационные предприятия.

Ежегодно институт выпускает специалистов для садоводческих и овощеводческих хозяйств, научных и учебных заведений, предприятий перерабатывающей промышленности, зеленхозов, зеленстроев и других организаций. В составе института входят 7 кафедр:

• Кафедра садоводства;
• Кафедра биотехнологий, селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур;
• Кафедра ландшафтной архитектуры, землеустройства и кадастров;
• Кафедра агрохимии, почвоведения и агроэкологии;
• Кафедра технологии производства, хранения и переработки продукции растениеводства;
• Кафедра технологии продуктов питания и товароведения;
• Кафедра технологии производства, хранения и переработки продукции животноводства.

Выпускники института работают во всех регионах России, в странах ближнего и дальнего зарубежья. Гордостью института являются Заслуженные деятели науки, лауреаты Государственной премии Российской Федерации, многие известные ученые, политические деятели (И.М. Куликов, Н.И. Савельев, И.В. Казаков, М.С. Бунин, В.А. Дубовик и др.). На плодоовощном факультете работали известные ученые, профессора: С.Ф. Черненко, П.Н. Яковлев, В.И. Будаговский, В.А. Коровин, В.А. Потапов, М.И. Рубцов, В.В. Некрасов, А.С. Татаринцев, И.П. Павлов, И.А. Муромцев, К.М. Поплавский и др. В настоящее время в институте работают высококвалифицированные профессора, доктора наук: Г.С. Усова, С.Л. Расторгуев, Н.И. Савельев, В.Ф. Палфитов и др.

Институт имеет тесную связь со многими научными заведениями и сельскохозяйственными предприятиями страны, поддерживает дружеские отношения с научными и коммерческими фирмами Франции, Голландии, Германии, Польши, США. Благодаря им студенты института ежегодно проходят практику в плодоводческих и овощеводческих хозяйствах этих стран.

На базе института создана и работает научная школа по плодоводству (одна из крупнейших в России), основоположниками которой являются И.В. Мичурин, Н.Г. Жучков, В.И. Будаговский и другие известные ученые-плодоводы, создавшие самый мощный в России селекционный центр подвоев яблони. Сотрудники института активно участвуют в реализации программ Мичуринска-наукограда РФ по созданию сортов плодовых, ягодных, овощных и нетрадиционных культур с высоким содержанием биологически активных веществ для выработки продуктов лечебно-профилактического и функционального назначения.

Можно с уверенностью сказать, что Плодоовощной институт им. И.В. Мичурина является одним из плацдармов для освоения новых дисциплин и находится в постоянном движении и обновлении.

Инженерный институт

Инженерный факультет создан приказом ректора № 143-к от 27.04.2000. Приказом ректора №130-к от 30.04.2014 инженерный факультет преобразован в инженерный институт (на основании решения Ученого совета об изменении структуры университета, протокол №7 от 30.04.2014 года).

Подготовка высококвалифицированных специалистов по основным образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования по направлениям бакалавриата: 20.03.01 – Техносферная безопасность, 23.03.03 – Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов, 27.03.01 – Стандартизация и метрология, 35.03.06 – Агроинженерия; магистратуры: 35.04.06 – Агроинженерия; аспирантуры: 35.06.04 – Технологии, средства механизации и энергетическое оборудование в сельском, лесном и рыбном хозяйстве.

Солидная научная школа по механизации производственных процессов в АПК, созданная группой докторов и кандидатов наук по техническим специальностям, и обширная материально-техническая база послужили основой для открытия 27 апреля 2000 года в Мичуринском государственном аграрном университете инженерного факультета. Первым деканом был избран доктор технических наук, профессор Гордеев Александр Сергеевич. Большую роль в становлении и развитии факультета сыграл кандидат технических наук, доцент Михеев Николай Владимирович, руководивший факультетом с 2002 года. 1 июля 2014 года в связи изменениями в структуре университета инженерный факультет преобразован в инженерный институт. Директором назначен доктор технических наук, профессор Манаенков Константин Алексеевич. Сегодня в состав инженерного института входят пять кафедр:

• Научно-образовательный центр имени В.И. Будаговского;
• Математики, физики и информационных технологий;
• Технологических процессов и техносферной безопасности;
• Стандартизации, метрологии и технического сервиса;
• Агроинженерии и электроэнергетики; транспортно-технологических машин и основ конструирования.

Все кафедры имеют филиалы на производстве. Лаборатории автоматизированного проектирования, электротехники, диагностики автотранспортных средств, эксплуатации машин и аппаратов, восстановления деталей наплавкой и другие оснащены современным оборудованием, дающим возможность углубленно изучать вопросы конструирования машин и оборудования, теорию сельскохозяйственной техники и механизмов по переработке и хранению продукции, их диагностику и ремонт, энергоснабжения сельскохозяйственных предприятий, а так же проводить научные исследования по направлениям подготовки. В компьютерных классах студенты изучают инженерные дисциплины с использованием современных технологий, дающих возможность подключения к сети «Интернет» и доступа в электронную информационно-образовательную среду университета.

Институт традиционно обучает студентов университета ряду рабочих профессий: электромонтер, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования, контролер технического состояния автотранспортных средств и др.

Научная работа преподавателей, аспирантов и студентов направлена на поиск новых технологических и технических решений в области производства, хранения и переработки с.-х. продукции. Разработки направлены на совершенствование машин для механизации садоводства, свеклоуборочных комбайнов, оборудования для переработки сельскохозяйственного сырья.

В инновационную структуру института входит региональный научно-технический центр «Индустриальные машинные технологии интенсивного садоводства», образованный на базе Мичуринского государственного аграрного университета, Всероссийского научно-исследовательского института садоводства им. И.В. Мичурина и Всероссийского научно-исследовательского института механизации сельского хозяйства.

Институт экономики и управления

Институт экономики и управления образован 30.04.2014 приказом №130 «О внесении изменений в приказ канцелярии от 29.12.2012 №287» Институт экономики и управления образован в 2014 г. на базе экономического, социально-гуманитарного факультетов и технологического института.

Повышение эффективности системы подготовки высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов для решения комплекса агротехнологических, социально-демографических, инфраструктурных проблем развития аграрной сферы экономики и обеспечения устойчивого развития сельских территорий.

21 декабря 2017 года Институт экономики и управления ФГБОУ ВО Мичуринский государственный аграрный университет стал дипломантом Всероссийского конкурса 100 лучших товаров России по основной образовательной программе «Экономика», уровень подготовки бакалавриат,профиль «Экономика предприятий и организаций». Получен соответствующий диплом и право размещать серебряный логотип конкурса на всех своих информационных носителях.

Реализуя свою миссию, институт предполагает создать образовательную, научную и инновационную среду, позволяющую готовить выпускников, ориентированных на профессиональное развитие, гражданские ценности, социальную ответственность.

Большое внимание в учебном процессе уделяется изучению иностранных языков, которое осуществляется по современным методикам в лингафонном кабинете. Высокий уровень подготовки позволяет студентам выезжать на практику в США, Финляндию, Германию, Италию.

В архиве института – более 200 наград международного, всероссийского, регионального уровня.

Институт экономики и управления ведет работу с другими вузами, научно – исследовательскими учреждениями и организациями ЦЧР и РФ: Саратовским государственным университетом им. Н.Г. Чернышевского; Пензенским государственным педагогическим университетом им. В.Г. Белинского; Пензенским государственным университетом; Нижегородским государственным университетом; Тамбовским государственным техническим университетом; Липецким государственным техническим университетом, Орловским государственным аграрным университетом, Российским государственным аграрным университетом – МСХА имени К.А. Тимирязева и др.

Сотрудничество профессорско-преподавательского состава института с образовательными, научно - исследовательскими учреждениями и организациями ближнего и дальнего зарубежья обеспечено двусторонними договорами о научно-образовательных и гуманитарных отношениях для удовлетворения потребностей развития образования и науки в университетах, более полного взаимного информирования о научных, культурных и социальных проблемах образовательных учреждений стран СНГ:

• Российский государственный социальный университет (г. Москва, РФ);
• Национальный университет Узбекистана им. М. Улугбека (г. Ташкент, Узбекистан);
• Агротехнический университет им. С. Сейфуллина (г. Астана, Казахстан).

Сотрудничество установлено по всем направлениям и учебным дисциплинам, которые имеют интерес для специалистов каждого из структурных подразделений университетов.

Взаимодействие в области образования, дидактики и педагогики осуществляется путем двусторонних обменов преподавателей ВУЗов (высших учебных заведений) с целью достижения новых позитивных сдвигов в педагогической (образовательной) деятельности подразделений (кафедр). Обмены осуществляются посредством участия в семинарах, конференциях, чтения лекций, работы в библиотеках, лабораториях, кафедрах, институтах и т.д. Сотрудничество в образовательной сфере осуществляется в форме обмена методической литературой, учебниками, информацией в электронном виде.

Реализация направлений развития института основывается на эффективном обеспечении межкафедрального и межинститутского сотрудничества между молодыми учеными, аспирантами и студентами по следующим направлениям:

• Проведение межфакультетских и межкафедральных тематических круглых столов;
• Создание межкафедральных научных студенческих кружков (секций);
• Создание межфакультетских научных молодежных секторов;
• Организация межвузовского научного молодежного сотрудничества (ЛГТУ, СПбГУ, СГУ, ПГПУ и др.) по ключевым тематикам.

Социально-педагогический институт

Социально-педагогический институт сформирован на базе педагогического института в 2014 году (Приказ № 130 от 30 апреля 2014 года). Свою историю педагогический институт ведет от учительского института, открытого в 1939 году на основании Постановления Оргкомитета Президиума Верховного Совета РСФСР по Тамбовской области от 3 мая 1939 года. Свою историю Социально-педагогический институт Мичуринского ГАУ ведет от учительского института, открытого в 1939 году в здании, в котором в начале ХХ века в городе Мичуринске (ранее Козлове) размещалась частная женская гимназия госпожи Е.П. Сатиной.

В 1952 году институт был преобразован в государственный педагогический. Институт одним из первых в России стал вести подготовку учителей начальных классов с высшим образованием.С июня 2012 года Педагогический институт является структурным подразделением ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ.В 2013 году Педагогический институт реорганизован в Социально-педагогический.

В настоящее время структура института включает в себя дирекцию, 6 кафедр, агробиостанцию, лабораторию экологии и биотехнологии, лабораторию инновационных педагогических технологий, научно-образовательный центр развития сельского и экологического туризма.

Социально-педагогический институт видит свою миссию в том, чтобы нести в мир знания и опыт, позволяющие личности, обществу видеть и использовать лучшие образцы подготовки высококвалифицированных социально-педагогических кадров.

Входящие в состав института кафедры осуществляют подготовку социально-педагогических кадров с высшим профессиональным образованием по очной и заочной формам обучения по профилям направления «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», «Образование и педагогические науки», «Языкознание и литературоведение», «Реклама и связи с общественностью», «Социальная работа», «Туризм».

Институт плодотворно участвует над реализацией «Программы развития города Мичуринска как наукограда Российской Федерации» в области микробиологии, разработки технологии производства и переработки лекарственных растений, селекции сельскохозяйственных культур, проводит экологические и эколого-педагогические исследования. Успешно реализуются научные проекты в области экологии, биологии, истории, литературоведения, лингвистики, педагогики и психологии, поддерживаемые Министерством образования и науки РФ, Управлением образования и науки Тамбовской области, Управлением природных ресурсов Тамбовской области. Кафедры института участвуют в разработке и реализации Программы агробизнес-образования в Тамбовской области. Преподаватели Института имеют тесные контакты с научно-исследовательскими и учебными заведениями городов Москвы, Санкт-Петербурга, Липецка, Орла, Воронежа, Тамбова, Мичуринска, взаимодействуют с различными научными фондами. Ведущие сотрудники этих учреждений осуществляют руководство аспирантами, дипломными и курсовыми проектами, читают спецкурсы, организуют работу в институте мастер-классов.

Преподаватели института интенсивно проводят консультации, семинары для учителей и учащихся Тамбовской области. Большое значение уделяется оказанию методической помощи по сохранению и укреплению здоровья школьников, обеспечению комплексной безопасности образовательных учреждений различного типа. Основным направлением инновационной деятельности Социально-педагогического института является участие в реализации Концепции системы непрерывного агробизнес-образования для устойчивого развития сельских территорий Тамбовской области. Преподаватели института осуществляют активную деятельность в рамках проекта «Агробизнес-образование», который реализуется в МБОУ «Татановская СОШ», МБОУ «Избердеевская СОШ» и других школах Тамбовской области.

Научно-исследовательская работа в Социально-педагогическом институте ведется по 5 отраслям науки:

• 02.00.00 – химические;
• 03.00.00 – биологические;
• 06.00.00 – сельскохозяйственные;
• 10.00.00 – филологические;
• 13.00.00 – педагогические.

В рамках этих отраслей работа ведется по комплексным темам.

Социально-педагогический институт предоставляет возможность и создает необходимые условия для получения обучающимися современного качественного образования посредством интеграции разных отраслей знания и их взаимного обогащения, реализации на практике принципа единства образования, воспитания и науки.

Центр – колледж прикладных квалификаций

Центр – колледж прикладных квалификаций ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ организован в результате объединения аграрного колледжа и колледжа пищевой промышленности.

Центр – колледж прикладных квалификаций - одно из старейших учебных заведений области, готовящих специалистов среднего звена для сельского хозяйства. Организован он был в 1929 г . по инициативе И.В. Мичурина, который и был его почетным директором. У истоков создания учебного заведения стояли видные ученые нашей страны И.С. Горшков и П.Н. Яковлев.

Миссия колледжа заключается в удовлетворении потребностей регионального рынка труда в специалистах со средним профессиональным образованием; удовлетворении потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами; формировании у обучающихся гражданской позиции и трудолюбия, развитии ответственности, самостоятельности и творческой активности; сохранении и приумножении нравственных и культурных ценностей общества; повышении квалификации руководящих и педагогических работников по профилю основных образовательных программ.

Список цикловых методических комиссий (ЦМК):

• ЦМК экономических специальностей и дисциплин;
• ЦМК общеобразовательных дисциплин;
• ЦМК общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, математических и естественно-научных, правовых дисциплин, специальности «Дошкольное образование»;
• ЦМК сельскохозяйственных специальностей и специальности «Земельно-имущественные отношения»;
• ЦМК технических специальностей;
• ЦМК компьютерные сети и информационные технологии;
• Методическая комиссия классных руководителей.

Специальности:

• «Агрономия»
• «Механизация сельского хозяйства»
• «Страховое дело (по отраслям)»
• «Прикладная информатика (по отраслям)
• «Право и организация социального обеспечения»
• «Земельно-имущественные отношения»
• «Физическая культура»
• «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»
• «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования» (по отраслям)
• «Автоматизация технологических процессов и производств» (по отраслям)
• «Компьютерные сети»
• «Технология бродильных производств и виноделие»
• «Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании»
• «Дошкольное образование»
• «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
• «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции»